Сделать стартовой | Добавить в избранное | Обратная связь | Карта сайта
 Меню
 Начало

 Новости

 • Статьи и публикации
 • Добавить новость
 • Местные новости
 • Архив новостей
 • Новости сайта
 • Спорт


 О городе


 Наш край


 Земляки


 Общение


 На досуге

Статьи и публикации

 Главная страница / Новости / Статьи и публикации /
Админреформу провалили, но мы все равно готовимся к ее проведению



07.12.2007    Автор: Виктор Скрипник
На момент создания Винницкой области (1932 год) в ее составе был 71 район нынешних Хмельницкой, Житомирской, Киевской, Одесской и Черкасской областей. В 1937 году часть районов отошла к новообразованным Житомирской и Каменец-Подольской областям. В составе Виннитчины осталось 42 района. В 1954 году к Черкасской области отошел Монастырищенский район. На протяжении 1957—1959 и в 1962 году было ликвидировано 18 районов Виннитчины, а оставшиеся укрупнены до 13 районных административных единиц. В 1965—1966 годах по настоятельным просьбам и требованиям жителей снова восстановлено 12 районов, в 1979-м — еще один, столько же — в 1987 году. Ныне область объединяет 27 районов.
Виннитчина — одна из четырех областей государства, где два года назад планировали отработать эксперимент по внедрению административно-территориальной реформы. Впрочем, дальше разговоров и незначительных практических шагов дело не пошло. Несмотря на это, в регионе готовятся к продолжению «большого передела» территорий.
 • Создана новая карта области
В апреле 2005 года члены рабочей группы по проведению административно-территориальной реформы, возглавляемой тогдашним вице-премьером Романом Бессмертным, презентовали виннитчанам новую карту области. Такое событие не могло не взволновать жителей края. Ведь вместо 27-ми районов на ней оставалось 17. Предполагалось сокращение количества сельских советов больше, чем в два раза: в 1466 населенных пунктах должно было остаться 250 сельсоветов. Базовые территориальные громады, по замыслу реформаторов, объединяли пять тысяч жителей. В каждом районе должно было остаться 85 населенных пунктов и 18 сельсоветов, количество населения в одном районе должно было быть 50 тысяч человек.
— Людей подгоняют под цифры, — так выразился тогда один из участников собрания. Ведь предложенные стандарты требовали передела границ населенных пунктов. Именно этот факт вызвал беспокойство в сердцах многих жителей региона. И не только потому, что им собирались по-новому перекроить границы. Люди никак не могли понять, каким образом такой передел может приблизить к ним власть, а главное — обеспечить им европейский уровень жизни? По словам «отца» реформы, именно такова цель ее внедрения.
Удивляло и то, что реформу откровенно «подгоняли». «Бюджеты следующего года должны быть утверждены с учетом административно-территориальных изменений», — подчеркнул в своем выступлении в Виннице на собрании представителей семи областей, участники которых обсуждали законопроект «О территориальном устройстве Украины», господин Бессмертный. Выборы в местные советы и те планировали перенести с весны на осень 2006 года, чтобы иметь больше времени для завершения передела территорий
 • Как корабль без парусов и капитана
— Я говорил тогда и остаюсь при таком мнении сейчас, что к реформе подошли не с того конца, — говорит заместитель председателя Винницкого областного совета Степан Нешик. — Не за то звено цепи взялись. Начинать надо не с административного деления. Поскольку не это является определяющим в создании надлежащих условий для жителей территориальных громад. Человек строит дом с фундамента. А здесь, почему-то, решили поставить телегу впереди коня.
Люди хотят нормальных условий жизни, иметь работу.
Общей бедой для большинства сельских населенных пунктов, и не только на Виннитчине, — продолжает собеседник, — является отсутствие хороших дорог. В нашей области меньше половины дорог в селах и между ними имеют твердое покрытие. А в некоторых районах, в частности, Жмеринском, Могилев-Подольском, этот показатель еще хуже. Нет дороги — не пойдет транспорт. Как же тогда люди будут добираться к тому же сельсовету? Ведь после укрупнения административных территорий они для значительной части жителей глубинки «отдалятся» на еще большее расстояние. Так же станет длинной дорога к райцентрам.
Господин Нешик, припоминаю, сравнил в своем выступлении на упомянутом собрании предлагаемую реформу с кораблем в море. «Реформа дрейфует, как корабль без парусов и капитана. Поэтому конечный пункт ее назначения неизвестен. Ведь двигается она в зависимости от того, в какую сторону дует ветер и кто держит штурвал». Аргументировал свой тезис рядом конкретных фактов. Почерпнул их от людей, для которых подготовили очередной эксперимент. К слову сказать, участники собрания представители семи областей государства, которые упоминались выше, не были единодушны в одобрении основных принципов реформы.
 • Бедность к бедности — достатка не будет
— Админреформу надо было рассматривать с позиций жителя самого отдаленного от областного центра села, — продолжает Степан Нешик. — Таким в нашей области является село Березки Чечельницкого района, на границе с Одесщиной. Однако мнением жителей этого населенного пункта никто не интересовался, как, кстати, и других крестьян, ради блага которых якобы будут реформировать территории. Хотя бы к председателям сельсоветов прислушались. А они в один голос твердили и тогда, и теперь о парадоксальной ситуации в финансовом обеспечении органов местного самоуправления. В нашей области они имеют в структуре доходов целых полтора процента поступлений от местных налогов. Неспроста руководители громад делают акцент на переведении в разряд местных налога на землю, недвижимость.
— Если мы думаем, что за счет сокращения двух-трех должностных лиц органов самоуправления сделаем самодостаточную новообразованную территориальную громаду, то это большая ошибка, — продолжает господин Нешик. — Поскольку когда бедность к бедности — достатка не будет.
Ошибкой считают виннитчане еще один пункт реформы. По мнению руководителей сельских территориальных громад, нельзя «подгонять территории под цифры», то есть брать за основу создани новых админединиц количество жителей. В настоящее время под предложенные параметры подпадает лишь один район — Винницкий — с населением почти 70 тысяч человек и семь сельсоветов, на территории которых проживает по пять тысяч жителей. Это на бумаге легко отсоединять или присоединять населенные пункты. На практике все намного сложнее.
Председатель Хмельникского районного совета Василий Чмелюк приводит пример с селом Великий Митник. В нем 3250 жителей. Чтобы создать громаду базового уровня, надо присоединить к сельсовету названного села еще два населенных пункта, вместе с тем ликвидировав в них сельсоветы. В теории — ничего сложного, хоть и резать придется, как говорят, по-живому, продолжает собеседник. А на деле имеем вот что. Половина жителей двух сел, которые подлежат присоединению, — пенсионеры. «Как же это мы приближаем к ним предоставление услуг, если теперь, чтобы добраться до сельсовета, им надо преодолеть 25 километров? Именно такое расстояние от одного из присоединяемых сел».
— Даже наименьший населенный пункт нельзя оставлять без представителя власти, — высказывает свое мнение председатель небольшого села Кричановка в Могилев-Подольском районе Александр Соляр. — Надо будет в таких селах, как наше, а оно, как это уже не раз бывало, снова отойдет к большему сельсовету, оставить хотя бы члена исполкома или другое должностное лицо. Наделить его определенными полномочиями, предоставить соответствующий статус. Люди должны иметь к кому обратиться именно на своей территории. Отдаленность от сельсовета — это очень большая проблема не только для старшего поколения, молодым и то непросто будет добираться до села с сельсоветом.
Господин Соляр считает, что во время реформирования следовало бы исходить из интересов громады. Нельзя не принимать во внимание факт добровольности, желания жителей территориальной громады в ее присоединении к другой территории.
 • В Польше реформу начинали с... дорог
— Большие расстояния между центром и населенными пунктами — это большая ошибка реформы, — подчеркивает председатель Тульчинского районного совета Анатолий Бузик. — В нашем районе 50 населенных пунктов и 26 сельсоветов, то есть громады уже объединены. Но реформаторы планируют ликвидировать Тульчинский район, как админстративно-территориальную единицу. Нас планируют присоединить к соседнему Немировскому району, именно там будет административный центр. И это при том, что на Тульчинщине проживает 62 тысячи населения. Тогда как среднее количество жителей в районе после реформы предполагается его авторами не намного больше — 70 тысяч жителей. Никто не принимает во внимание историческое прошлое региона. О богатейшей истории Тульчинского края известно далеко за пределами области. У нас больше всего в области памятников архитектуры. Почему этот факт не насторожил авторов реформы, когда они «стирали» с карты такой административный центр?
Вообще, не с передела следует начинать реформу. Поляки, с которыми поддерживают отношения больше двадцати территориальных громад Виннитчины, взялись за реформирование с создания добротных дорог, налаживания сервиса, обеспечения разнообразнейшими видами услуг. Почему бы нам не воспользоваться их опытом? Ведь социальная сфера в селах или разрушена полностью, или на грани такого разрушения. Прежде ее держали на своих плечах хозяйства, теперь передали территориальным громадам, а те не имеют средств ни на водогон, ни на газопроводы...
 • Где будет столица Подолии?
Григорий Заболотный, председатель Винницкого облсовета, говорит, что «дыхание» реформы, которое так близко ощутили жители края, прибавило им здоровой конкуренции с соседями из Хмельнитчины и Тернопольщины. «Рано или поздно реформа все-равно пройдет, — убежден господин Заболотный. — Статус столицы Подолии получит тот регион, где будет больше козырей». Главный из них, по мнению председателя облсовета, — надлежащая социально-экономическая база, а также надежный кадровый потенциал. Для развития громад в области разработали и утвердили на сессии облсовета Стратегию социально-экономического развития территорий. На местах подготовлен 721 проект по развитию населенных пунктов — от небольшого села до областного центра. Их воплощение финансируют из областного бюджета на конкурсной основе. Надежным экономическим фундаментом для реализации принятого документа станет развитие новых промышленно-технологических зон. Одну из них заложили на окраине областного центра. Здесь введены в действие два мощных предприятия по переработке древесины, построенных за средства инвестора — польской компании «Барлинек». Под новые производства отвели в этом месте сто гектаров земли. На них вырастет, в частности, новая мощная кондитерская фабрика. Будет финансировать строительство отечественный инвестор — концерн «Укрпроминвест». Планируется построить молокозавод.
Технологические пояса будут также и для райцентров. Они призваны, с одной стороны, разгрузить областной центр, а с другой — обеспечить работой жителей сел и райцентров. Кстати, перечень инвестиционных проектов, кроме того, что их разместили на сайте облгосадминистрации, передали в каждое зарубежное посольство нашего государства.
Винница планирует получить лавры еще и научно-исследовательского центра. Совместно с Киевской политехникой здесь создают научно-технологический парк наподобие американской «Силиконовой долины». Он будет включать в себя научный городок для ученых, ряд исследовательских институтов и лабораторий. В 2008 году на месте заложенного камня будущего технопарка начнут строить академгородок.
Чтобы как-то отметить патриотов края, сделавших наибольший вклад в его развитие, депутаты облсовета ввели отличие «За заслуги перед Виннитчиной». Памятный знак в форме большого ордена изготовлен с использованием золота и серебра. Он также сопровождается денежным вознаграждением.

Обсудить статью на Форуме...   

   
Рейтинг@Mail.ru Рекомендуемое разрешение экрана для просмотра сайта: 1024x768

Copyright © Могилёв-Подольский Online.
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только
с разрешения владельца.
e-mail: mogpod@gmail.com
    Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 Реклама

Hosted by uCoz